mad_max_mafer: (rain)
[personal profile] mad_max_mafer
Новый выпуск получился (и планировался) большим - в нём нам предстоит поговорить сразу о трёх исполнительницах, потому что в моём представлении они неразрывно связаны друг с другом. Со всеми тремя я познакомился в один день, но это не было настоящим знакомством - так знакомишься с людьми, когда впервые оказался в большой компании одного из своих друзей.

Должен сразу предупредить - этот выпуск будет без возможности послушать песни, потому что роскомнадзор заблокировал pleer.com, которым я пользовался, а его зеркало работает хуже, да и не хотелось бы привлекать к нему лишнее внимание. Вы можете подписать петицию на change.org, чтобы этот прекрасный сайт снова заработал.
В конце выпуска будет ссылка на ВК, там подборка будет. Здесь же я просто капслоком напишу названия песен - для себя, чтобы знать, что потом вставить.

Мне бы очень хотелось предаться воспоминаниям, но это чревато таким большим крюком, что ни я, ни ты, дорогой читатель, к этому не готов. С другой стороны, я не могу совершенно не упомянуть день моего знакомства с этими тремя музами. Я постараюсь быть краток и изложить только то, что действительно относится к делу. Хотя - как определить, что к делу не относится? Где проходит грань между необходимой частью повествования и излишними подробностями? Так или иначе, я надеюсь, что всё, что не касается музыки в этих записках, вам интересно. Вспоминаете ли вы описываемые времена с ностальгией, удивляетесь им, поскольку не застали или застали в значительно более зрелом возрасте, чем я - главное, чтобы эти строки скрашивали ваш вечер. Итак, продолжим.


У моего троюродного брата - о котором я уже неоднократно упоминал - есть родная сестра (о ней я тоже писал в третьем выпуске). В отличие от него, она появлялась на даче каждое лето, так что тоже имела возможность оказать влияние на мои музыкальные пристрастия. В перспективе. В очень дальней перспективе, о чём ни я, ни она тогда не имели ни малейшего понятия.
Моя сестра хипповала, отчего у неё часто гостили всякие интересные (без какого-либо сарказма) личности. Кроме того, она была крайне изобретательна на всякого рода развлечения, так что часто собирала тусовки разновозрастной ребятни, чтобы поиграть в игры, какие только можно представить. И ещё ставила спектакли, в которых участвовал и ваш покорный слуга. Это было чудное и чудное время, за что огромное ей спасибо. Весь этот бесконечный драйв, исходивший от неё и её друзей, во многом сформировал моё представление о том, как должна выглядеть хорошая тусовка. Кроме того, от неё я набрался всякого хипповского сленга - "ништяк", "чувак", "план" и прочее. Ещё моя сестра как-то раз приготовила леденцы из жженого сахара - и этот вкус до сих пор кажется мне одним из самых потрясающих в мире. Разумеется, именно потому, что я пробовал это чудо всего один раз.
Конечно, разница в 8 лет тоже сказывалась, и кровушки мы друг у друга тоже попили будь здоров. Ну вы знаете - эти старшие сёстры. И младшие братья.
Сейчас мне почему-то кажется, что музыка у Н. играла постоянно, хотя я не могу вспомнить ничего конкретного. Я помню стопки кассет на тумбе с магнитофоном, помню, что там были The Doors и куча каких-то ещё групп. Битлов не было, поэтому я не проявлял к этим стопкам особого интереса. И к тому, что играло - тоже. С другой стороны, не исключено, что несколько лет спустя я начал слушать всё, что слышал когда-то у неё, но в памяти у меня отложилось только два эпизода.
Из динамиков звучала Янка Дягилева. Кажется, это был альбом "Стыд и срам" (запомнился кот с обложки). Я попросил сестру поставить что-нибудь повеселее, всячески кривляясь, и показывая, как мне не нравится. Ещё я помню, что тогда же я узнал, что Янка умерла. И перестал кривляться (я смутно помню какое-то ощущение, что я так понял, что Янка умерла совсем недавно, отчего мне стало совсем неловко). Тогда Н. поставила Арефьеву. Конечно же, это была Батакакумба. Стоял 1997 год, альбому исполнился год и несколько месяцев, за которые он как раз набрал популярность. Помню, что мне не понравилась обложка - слишком мрачная. Кажется, ещё там была кассета REGGAE-Ковчег - потому что у него запоминающаяся яркая картинка, и я помню что-то такое зелёное. Ещё там была переписанная кассета Умки и Броневичка. Я помню, что сестра хвасталась то ли личным знакомством с ней, то ли каким-то автографом, то ли просто тем, что была на её квартирнике или концерте. И ещё там была кассета Янки Дягилевой.



Эти три девушки и стали для меня тремя грациями русского рока. Впрочем, не буду слишком ударяться в эту аналогию и пытаться решить, кто из них невинность, кто - красота, а кто - любовь. Все представительницы прекрасного пола являются грациями, и все они в той или иной мере сочетают эти свойства.
Конечно, Янке я бы добавил ещё "печаль", и именно с неё мы начнём.
О Янке очень тяжело говорить - с любой точки зрения. Я вот долго думал, с кого начать из этих трёх исполнительниц, поэтому и тянул, и слова подбирал, решил всё-таки с Янки, но легче от этого не стало. О женщинах говорить вообще тяжело, и я даже пытаться не буду сделать вид, что я что-то такое понял про женщин или их творчество, и сейчас вам это объясню.
Всё, что касается женщин похоже на сложнейший конструктор из тысяч деталей - кажется, что вот они, все перед тобой, но что с ними делать - неизвестно. Иногда удаётся соединить между собой две-три, но к конечной цели это не приближает. Про инструкцию даже речи не идёт - перед вами максимум изображение того, что должно получиться. И всех ужасно раздражает то, что вы не можете собрать всё это за пятнадцать минут, учитывая тот факт, что картинка с результатом у вас перед глазами.

ПО ТРАМВАЙНЫМ РЕЛЬСАМ

Янка: Просто поговорить, — пожалуйста, но в газете не должно быть ни строчки...

Е.Г.: Но почему? Может быть, Вам это не нужно, но это может быть нужно другим...

Янка: Те, кому нужно, сами разберутся, кто я и зачем все это...


Думаю, многие разобрались, кто такая Янка, и зачем всё это. Но если сравнить результаты и продолжить пример с конструктором, то у меня получился, например, пылесос, у вас - снегоход, а на картинке была мельница.
При всём при этом, я считаю, что это самый правильный подход к себе и своему творчеству. Не надо никого ничему объяснять - это всё испортит. Сколько текстов было испорчено и разрушено толкованием их авторов - не счесть. Да и не только текстов - вообще, чем меньше болтает творец, тем лучше. Нет ничего такого, чего он бы уже не сказал своими произведениями.
Люди повсюду ищут ответы. Мало кто ищет их в себе. Слабые духом надеются, что кто-то способен дать им универсальный ответ, или хотя бы максимальное количество ответов на конкретные вопросы. Именно поэтому в обществе процветает оголтелое почти поклонение не только талантливым людям, но и всяким прочим персонажам, которые этого ни капли недостойны - скажем, участникам всяких шоу. Люди думают (причём часто совершенно бессознательно), что если они узнают, в каких трусах ходит объект их интереса, с кем он спит, что ест и пьёт, где отдыхает, удалял ли родинки лазером, красит ли волосы и прочее, то они каким-то образом получат ответ на вопрос "как мне стать счастливым". Проходя мимо простейшей истины, что ответ на этот вопрос внутри, а не снаружи. Так что Янка в этом смысле, наверное, единственный честный человек во всём рок-н-ролле - она даже не пыталась учить кого-то жить или что-то объяснять. Она просто творила. Это вызывает огромное уважение.

РИЖСКАЯ

Я буду катастрофически банален, если сравню Янку с Дженис Джоплин, но я не могу пройти мимо этой параллели. Они обе рыжие, они обе самобытны и уникальны, у обоих жизнь была не сахар, и обе рано умерли вроде как сами, но версия убийства всё-таки маячит на горизонте. На самом деле - вот и всё. Мне бы и в голову не пришло сравнивать их творчество. Любые две исполнительницы, на самом деле, похожи друг на друга как две снежинки. Рок-н-ролльные судьбы похожи у многих. Янка не была русской Дженис Джоплин, и ей это было совершенно не нужно, ей вполне достаточно было быть Янкой.
Для меня Янка в разы круче Дженис (прости, Дженис). Не только потому, что она - своя, но и потому, что русский язык сложнее для обработки, и потому, что она сама писала музыку и тексты. Очень сложные, прекрасные, неочевидные тексты. Такие тексты, где никогда не угадаешь следующую строчку.

НА ДОРОГЕ ПЯТАК

Я не могу написать о Яне Станиславовне Дягилевой много. Не потому, что нечего. Потому что очень сложно.
Творчество Янки похоже на одну песню. И я вовсе не хочу обвинить её в однообразии. Я имею в виду, что все её песни словно можно собрать в какое-то единое целое. Как конструктор, о котором я писал выше.
Слушая Яну и зная её трагическую судьбу, меня не покидает ощущение, что она что-то такое поняла или узнала, что не предназначено для человеческого разума. Причём совершенно не важно - правда ли её коснулась какая-то страшная истина или она убедила себя в этом. Думаю, внутренние переживания были бы одинаков в обоих случаях. И вот узнав всё это она словно захотела всех предупредить, и все её песни - предупреждение. Но предупреждение зашифрованное, потому что нельзя сообщить истину простым сочетанием слов. И вот она говорит уже и так, и эдак, а мы всё никак не можем понять. Собираем конструктор, а получается то велосипед, то черепаха. А на картинке всё ещё мельница.

БЕРЕГИСЬ

ПРИДЁТ ВОДА

А когда тебе кажется, что ты обладаешь каким-то уникальным знанием, и ты побежал всем рассказать, но никто тебя не услышал, не понял, а, может, ещё и записал в безумцы, то на душе становится совсем уж уныло.

ПЕЧАЛЬ МОЯ СВЕТЛА

Не думаю, что все Янкины песни - про душевную или какую-то другую боль. Или что их нужно слушать только когда у тебя какой-то жуткий депресняк, или когда ты хочешь этот депресняк вызвать. Яна просто держит вас в напряжении. И это очень важно. Это отношение творца к себе и к слушателю. Никто не считает вас идиотом и не собирается с вами сюсюкаться или отвлекать побрякушками. Никаких "мой мармеладный, я не права", никаких "я тебя бум-бум-бум" - оставьте это для одноклеточных.

ОТ БОЛЬШОГО УМА

Ваши отношения с любимым исполнителем - вещь достаточно интимная. Если музыка играет в вашей жизни роль хотя бы чуть большую, чем фон, то вы, наверное, со мной согласитесь. Лично я предпочитаю узнавать исполнителя исключительно из песен. Потом, когда я сформирую его образ, и когда этот образ перестанет быть слишком хрупким, я готов рискнуть и полезть читать его интервью и смотреть концерты. И даже если в реальной жизни он не слишком похож на этот образ, я не слишком расстраиваюсь, потому что этот образ становится своеобразным маленьким секретом между мной и этим исполнителем. Все могут знать его каким угодно, но я буду единственным, кто знает его таким. Простите, объяснил как мог. Очень сложно написать что-то такое, и при этом не выглядеть в глазах читателя психом. Впрочем, мне-то уже поздно притворяться, особенно с таким-то именем.
Тоже самое касается и песен. Одно дело говорить о каких-то абстрактных вещах или разбирать текст как лингвист, и совсем другое - делиться какими-то очень личными мыслями и переживаниями, связанными с песней. Даже ваш особый смысл, то, как вы для себя объяснили какую-то строчку - словно слиток золота, который как-то не хочется пилить поровну на всех, кто зашёл на огонёк. И не потому, что жалко. Потому, что при раздаче все кусочки, кроме вашего, превратятся в черепки.
Например, мне очень нравится песня "На чёрный день". По сути она является просто набором образов. Связь между ними совершенно не очевидна. Кто-то даже может назвать её хаотичным бредом - каждый из нас сам себе критик.
Но для меня эта песня является оплотом порядка. Каждая строчка помогает мне расставить всё внутри по полочкам. Я знаю, о чём это. Для меня это - конкретное время и пространство. Эмоции и действия. Она помогает мне разобраться в себе и в том, что вокруг. На самом деле, как и всё творчество Янки.
Я, пожалуй, могу по пальцам одной руки пересчитать такие сильные образы, как "А за осколками витрин - обрывки праздничных нарядов..."


НА ЧЁРНЫЙ ДЕНЬ

При написании этих строк я даже испытал нечто вроде ревности. Мне бы очень хотелось сказать что-то вроде "Проходите, проходите, не на что тут смотреть. Не слушайте Янку, ничего необычного там нет. Песни грустные и непонятные, и не так уж их и много". Но одумался. Как Сизиф,
Для вас Янка может стать чем-то подобным. Вы можете поверить мне - послушать Янку с такого ракурса и найти там что-то такое очень своё, добавить себе образов, упорядочить мир снаружи и/или внутри. Вы получите от меня кусочек золота, который вдруг станет для вас слитком.
А может никогда не стать ничем подобным. Вы можете не поверить мне - равнодушно послушать её, или даже "вытерпеть", и пойти дальше. Вы получите от меня кусочек золота, который вдруг окажется просто глиняным осколком.
Самой лучше иллюстрацией к этой мысли и эпилогом данного выпуска будет песня "Полкоролевства".

Я оставляю еще полкоpолевства
Восемь метpов земель тpидевятых
Hа остpове вымеpших пpостоpечий -
Кyпола из пpошлогодней соломы.

Я оставляю еще полкоpолевства,
Камни с коpоны, два высохших глаза,
Скользкий хвостик коpабельной кpысы,
Пятyю лапкy бpодячей двоpняжки.

Я оставляю еще полкоpолевства,
Весна за легкомыслие меня накажет.
Я веpнyсь, чтоб постyчать в воpота,
Пpотянyть pyкy за снегом зимой.

Я оставляю еще полкоpолевства.
Без боя, без воя, без гpома, без стpема.
Ключи от лабоpатоpии на вахте.
Я yбиpаюсь. Рассвет
В затылок мне дышит pассвет,
Пожимает плечами,
Мне в пояс pассвет машет pyкой.

Я оставляю еще полкоpолевства...



P.S. Янка пропала 9-го мая. И этот выпуск по разным причинам всё откладывался и откладывался, и почти дождался годовщины её смерти. Когда я его готовил, и вспомнил об этой дате, я даже думал подождать ещё, но это было бы совсем нечестно по отношению к вам, уважаемые читатели.



Непростой выпуск, очень непростой. Написал и перечитал - и всё равно сказал лишь часть. И, наверное, не так. Что, быть может, роднит меня с героиней выпуска. Кто знает - может быть, это она направляла мои пальцы, дабы я не сболтнул лишнего. Или не раскрыл какой-то тайны.
Так или иначе, следующего выпуска не придётся ждать так долго - я выложу его в понедельник/вторник. Он, наверное, будет почти о полной противоположности сегодняшней гостьи.

Версия с аудиозаписями появится завтра/послезавтра в группе в контакте - https://vk.com/pro_rock. Вступайте, зовите друзей.

From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

If you are unable to use this captcha for any reason, please contact us by email at support@dreamwidth.org


 
Notice: This account is set to log the IP addresses of everyone who comments.
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.

Profile

mad_max_mafer: (Default)
mad_max_mafer

March 2017

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19 202122232425
262728293031 

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 26th, 2017 01:59 am
Powered by Dreamwidth Studios